Когда уличное искусство становится "искусством"?
Считаете ли вы граффити общепризнанной формой искусства или общественным неудобством, оно возвращает нас к временам наскальной живописи.
В данной статье мы рассматриваем важнейший вопрос поп-культуры, на который вы так хотели узнать ответ, и решаем его раз и навсегда.
Наверняка у вас есть сомнения. Это очень хорошо, когда весь мир хвалит последнюю фреску Бэнкси на свинарнике в Саффолке, и у него хватает смекалки восторгаться Стиком (который рисует палочные фигуры под мостами в Лондоне). Кажется, что уличное искусство - это общепризнанная истина, что оно подрывное, демократичное и блестяще творческое. Но потом вы оказываетесь в поезде, ожидающем прибытия на станцию, и смотрите на "искусство" на стене товарного сарая. Кто-то пошел на риск - юридический и физический - чтобы нанести эти гигантские буквы и волнистые линии, но результат выглядит так же вдохновляюще, как выброшенный пакет с чипсами.
Возможно, только деньги превращают некоторые из этих невыразительных вещей в то возвышенное, что называется "уличным искусством". Бэнкси не просто знаменит, а знаменит тем, что его работы имеют высокую цену. Когда он устроил так, что одна из его работ уничтожила себя на аукционе, многие предположили, что этот трюк был призван еще больше повысить его рыночную стоимость.
Найти трафарет Бэнкси на своем доме - все равно что выиграть в лотерею. Если искусство определяется стоимостью - а в эпоху Дэмиена Херста кто скажет, что это не так? - то это пятно на боку кооператива заслуживает уважения как потенциальная инвестиция в миллион фунтов стерлингов.
"Уличное искусство" - это новая рыночная категория, придуманная Бэнкси и его подражателями. Однако стремление, лежащее в его основе, существует по меньшей мере 60 000 лет. Люди просто любят рисовать на стенах. В ледниковый период люди прижимали руки к стенам пещер и плевали охровым пигментом, чтобы создать красный контур. Практически та же техника используется и сегодня, когда уличные художники распыляют краску по заранее вырезанному трафарету, чтобы оставить быстрый рисунок до приезда полиции.
Может показаться неуместным относить искусство ледникового периода к граффити, но до того, как в 20 веке была признана подлинная древность такого искусства, люди, натыкавшиеся на мамонтов, нарисованных в пещерах, действительно принимали их за грубые граффити. И нет никаких письменных свидетельств, подтверждающих, кто и зачем делал наскальные рисунки. Отпечатки рук в пещерах оставляли как дети, так и женщины и мужчины. Может быть, это были угрюмые подростки каменного века, которые скрывались под землей и рисовали бизонов, чтобы немного посмеяться.
Так что, возможно, стрит-арт - это не просто искусство, а самое чистое искусство. Древнеримский авторитет Плиний Старший и писатель эпохи Возрождения Джорджо Вазари считали, что первым художником была женщина, проследившая тень на стене. Теоретик современного искусства Дюбюффе вернул творчество к истокам, когда придумал термин Art Brut, "сырое искусство", для маргинальных знаков, включая граффити. Искусство 21-го века технократично и сложно; у нас есть видеоарт, концептуальное искусство, цифровое искусство. Ни один из этих нерукотворных жанров не имеет ничего общего с рисунком, нацарапанным палочкой. Но стрит-арт мистическим образом возвращается к первобытному желанию сделать знак на пустой поверхности.
Так что взгляните на эти каракули у железной дороги еще раз. Стрит-арт - это не просто изобретение арт-рынка или СМИ, это нечто особенное. Это связь с нашими глубочайшими творческими корнями: связь, которая может быть рваной и прерывистой, как сигнал, пробивающийся сквозь повседневный шум современной жизни, но все равно это сигнал из ледникового периода. "Вот он я. Это мой знак. Я - человек".